Аргунское ущелье - одно из самых крупных на Северном Кавказе. Тянется вдоль реки Аргун на 120 км. Начинается на грузинской стороне и заканчивается в 25 км от Грозного. Основная часть ущелья находится на территории Чечни.
Повсеместно известно в связи с Первой и Второй чеченскими войнами, во время которых неприступное ущелье было важным стратегическим объектом, за его владение шли ожесточенные бои.
Ущелье интересно в качестве заповедника (коим официально является), включающим множество архитектурных и природных памятников. В ущелье сохранились несколько сот архитектурных памятников раннего и позднего средневековья, а также памятники относящиеся к временам до нашей эры - так называемые циклопические архитектурные сооружения древних чеченцев, а также каменные и пещерные жилища троглодитов (пещерных людей). В начале 20 века ущелье насчитывало более 4000 древних архитектурных построек в виде боевых и сторожевых башен, башенных и замковых городищ
В 1944 году чеченцы были выселены с горных территорий Аргунского ущелья в Среднюю Азию. Последующие послабления Советской власти не привели к массовому возвращению чеченцев на родные территории. Архитектурные памятники являются дикими заброшками, угасают.
Ради древних сторожевых башен и крупнейшего города-некрополя, в него и поехал.
Карта маршрута: https://yandex.ru/maps/-/CKqOVUL~
(Координаты указывать не буду, т.к. на электронных картах объекты легко находятся по названиям.)
Аргунское ущелье.
Краткая словестная навигация по ущелью:
1. От Грозного и до самого упора (в виде последнего пограничного шлагбаума с надписью "Движение запрещено") - около 120 км. Тупо едешь вперед по главной дороге - не потеряешься, упрешься в шлагбаум;
2. БОльшая часть дороги по ущелью асфальтирована. Дорога умеренно извилистая, серпантинов, перевалов, подъемов и спусков - нет;
3. Асфальт (хорошего качества) - первые 75-80 км дороги до села Итум-Кали. Асфальтовая автодорога до Итум-Кали была положена при СССР.
За Итум-Кали начинается грейдер. И начинается самая красота.)
а). До Ушкалойских башен (это около 70 км от Грозного) - ущелье и Аргун широкие:
б). На уровне Ушкалойских башен горы подходят к дороге вплотную.
Восприятие ущелья, когда в трёх метрах с одной стороны - вертикальная скала вверх, и в трех метрах с другой стороны - пропасть, становится более острым.)
(На фото - безасфальтовый участок дороги вдоль пропасти.)
На уровне Итум-Кали ущелье снова широко расходится.
в). За Итум-Кали начинается грейдер до самого конца:
4. Аргунское ущелье обращает на себя внимание милитаризацией.
а). По дороге передвигаются военные грузовики, УАЗы Патриоты, бронетранспортеры, на улицах сел, в кафешках - военные, в основном, контрактники 30+ лет, чеченцы. Непривычно, например, входить в обычное сельское кафе и видеть за его столами взрослых бородатых мужиков свирепой кавказской наружности, в хаки, с лежащими на столах калашниковыми и грачами на боку. Это - данность Аргунского ущелья.
б). Во время движения по дороге ущелья будут пересечены 3 пограничных КПП при заставах. Где у тебя попросят российский паспорт, цель поездки, внесут в базу и только потом - поднимут барьер и пропустят дальше. Всем необходимо иметь российский паспорт. Без паспорта развернут на первом КПП.
в). Если поедешь грейдером за Итум-Кали (в Итум-Кали будет второй пропускной пункт с заставой), то всю дорогу со склонов тебя будут сопровождать дозорные гнезда пограничников. Ты будешь видеть их и видеть как пограничник наблюдает за твоим проездом.)
Ушкалойские башни.
За селом Ушкалой (со стороны Грозного), горы сомкнутся почти вплотную. На противоположном берегу узкого Аргуна будут две "впаянные" в скалу трёхстенные сторожевые башни. Четвёртой стеной для них служит сама скала.
(Ближняя на фото башня - новодел на старом фундаменте. Была утрачена в ходе чеченских войн. Вторая, дальняя, была частично разрушена.)
У ушкалойской мечети, стоящей на трассе, увидел чеченца на коне. Не остановиться и не попроситься верхом - не смог.
Конь оказался молодым и борзым, а я - неумелым. Коник стал брыкаться и пятиться задом в пропасть, чеченец ржал, я струхнул.))
Сторожевая башня Дёре.
Являлась элементом одноименной крепости. Башня восстановлена из руин, крепость утрачена - сохранились только элементы фундамента, ушедшие в землю.
Башня находится на крутой возвышенности, закрывая собой древний горный проход, позволяла контролировать Аргунское и Дёрхой-эркское ущелья.
(Слева - виден красный дом пасечника. В этот участок упирается грунтовка. Дальше - пешком по дуге километра 2. Чтобы добраться до башни придется лезть в гору по заросшему плотным кустарником и деревьями лесу. Место - фактически не посещаемое, тропы нет. Трава влажная, скользкая, подъем крутой. Замудохаешься лезть.)
Цой-Педе, город мертвых.
Конечная точка всей российской части Аргунского ущелья. Находится в конце дороги, в тупике у самой границы с Грузией, позади крупнейшей в Чечне погранзаставы "Мешехи".
Паркуешься у ворот заставы и поднимаешься метров 300-500 в гору к некрополю. Окружающие горы сдобрены пограничными гнездами, за тобой наблюдают.) Некрополь стоит на хребте, с трех сторон обрывающимся в пропасть. До границы - около трех-четырёх километров.
Чтобы добраться до чеченского мачу-пикчу, необходимо проехать около 40 км грейдера - ровной накатанной грунтовки. Одиночество, дикие горы, прекрасные виды:
(По пути было пару оползневых смывов, но грунтовка едется без проблем. Грунтовка является военной дорогой из города к заставе "Мешехи". Поддерживается в проезжабельном состоянии армией. Даже был бульдозер с ножом, которым солдат выравнивал последствия оползня.)
Цой-Педе - крупнейший древний некрополь Северного Кавказа. "Поселение божества" - в переводе и "город мертвых" - по своему предназначению.
Панорама с боевой башни:
(На 3х часах видна белая точка - она и навес рядом - наблюдательные гнезда пограничников.)
Цой-Педе - это 42 склепа (малх-кешнаш) из плоского сланца, покрытые двухскатной сланцевой кровлей. Склепы датируются XIV—XVIII веками. Над склепами возвышается реконструированная боевая башня (Каш бӏов). Всего в Цой-Педе расположены 46 объектов культурного наследия различной сохранности: 42 склепа, 2 столпообразных святилища и 2 боевые башни.
Цой-педе не был населенным пунктом, был исключительно некрополем - местом захоронения, на возвышенности и находился отдаленно от мест проживания тех времен. Башни выполняли сторожевую функцию, охраняя склепы от разорения грабителями и осквернения врагами.
Легенды говорят, что люди на протяжении веков сами приходили умирать в некрополь. Они были тяжелобольными или заражёнными при эпидемиях, самостоятельно ложились в склеп и ждали своего часа. Либо умерших от эпидемий привозили и захоранивали. Если место в склепе было "занято", то останки сбрасывались вниз - на пол.
Получается, что некрополь был "санитарным кладбищем" с "братскими могилами" (склепами) для зараженных, больных и немощных обитателей Аргунского ущелья.
Панораму выше сделал с вершины этой башни:
Склепы ныне все открыты, некоторые обрушились. Все склепы стали жертвами разорения расхитителями разных времен.
Пока мы находились наверху, мимо на смену по тропе проходили 3 бойца. Подошли к нам и попросили ничего не разрушать и не забирать с собой в качестве сувениров. Берегут.
За Итум-Кали, эти 40 км грунтовки, как и на Цой-Педе, мы были единственными невоенными и в полном одиночестве.
ПС. Если что вспомню, то добавлю.
Итого:
знакомство с территорией недавних боевых действий + мальчишечий исследовательский восторг.
_________________________________________
В следующем посту - ошеломительная Осетия: