Старый Крым.
Или - Кырым. Или - Солхат. Или - Эски-Кырым.
В теме
Маршруты выходного дня лайт Людмилы
OneMoreMila я стартовал блок постов про домонгольское зодчество на Руси. Т.е. о капитальных каменных строениях, воздвигнутых до монгольского нашествия 1237 года, и сохранившихся по сегодняшний день.
Раз есть домонгольское зодчество в России, то, наверное, должно быть и монгольское зодчество? Так же?
Оно есть -
золотоордынское зодчество.
Скрытый текст
Для чего я всё это пишу? Эти исторические справки по локациям, тематические разделы, боковые ответвления... - всю эту xepь, помимо фотографий?)
Я сознательно закидываю якоря в твою память.
Чтобы ты, оторвав жoпу от дивана, и выехав на мотоцикле за пределы МКАД - в Крым (побудить к мототуризму - базовая цель), будучи на месте, прокатившись по трассе ЮБК и искупавшись в море, и, заехав, например, в Феодосию, помнил не только о музее Айвазовского, но и то, что, например:
- Именно через эту стену кафской крепости монгольское войско Тохтамыша перекидывало катапультами чумные трупы, чем стартовало эпидемию "Черной смерти" в Европе, унесшей ~25 млн. жизней и выкосившей её на половину;
- Именно на территории этого парка был крупнейший в Евразии рынок рабов;
- Именно здесь можно увидеть широчайшее разнообразие средневековых армянских резных рельефов по камню (в виде хачкаров) на стенах древнейшей в стране армянской церкви (кстати, эта церковь - представитель армянского зодчества золотоордынского периода). А хочешь - ты их можешь потрогать;
- Недалеко отсюда можно увидеть древнейшую в стране (и действующую) мечеть, построенную монголами в период расцвета Золотой Орды. (Второй такой нет в России.);
- И т.д., и т.п.
Это всё - в Крыму, рядом, недалеко от пляжа и уличной кафешки с пивом.
Я запускаю червя в твой мозг, который внедрится, окуклится и затаится. И когда ты оторвёшь жoпу, окажешься в Крыму и увидишь на дорожном знаке - "Феодосия", червь твоего мозга выбросит крылья и превратится в бабочку. И понесёт тебя своими крыльями в эту самую Феодосию, в этот самый парк, к этим самым хачкарам, к этой самой стене... И ты найдешь эти места, увидишь глазами, пройдешь ногами, потрогаешь руками, словишь кайф.
Я на это надеюсь.
Золотоордынское зодчество в России есть. Но его в неруинированном состоянии - единицы, пересчитать по пальцам.
Условно, разделю его на 2 направления:
1. То, что построено самими монголами;
2. Строительство, которому монголы не мешали.
Золотоордынский период - это 1207 - ~1483 гг.
То, что монголы строили сами.
Скрытый текст
Не смотря на то, что монголы были кочевниками и, как кажется, кроме юрты и пары коней, им ничего было не нужно, в последней трети 13 в. в улусе Джучи возникает множество городов, необходимых для управления большой государственной территорией.
Города возникают не в результате длительного исторического развития, а возводятся по приказу ханов в короткие сроки. Наиболее интенсивное строительство разворачивается в неоседлой степной зоне: центром улуса становится Нижнее Поволжье (современные Волгоградская, Астраханская области). На оседлых территориях, где города существовали ранее (в домонгольский период), строятся "ханские" города с чистого листа, становящиеся ставками, административными центрами, например, Кырым, столица Крымского юрта.
Основное монументальное строительство стартовало с 1320 года, когда в улусе была принята государственная религия (ислам). Соответственно, встали задачи популяризации исламской религии, культуры и предоставления населению условий для реализации религиозного культа. Основными капитальными зданиями стали мечети, минареты, медресе, мавзолеи, восточные бани-хамамы.
Сейчас представители золотоордынского зодчества в неруинированном состоянии на территории России остались в единичных экземплярах:
а). Болгар (80 км от Казани) - пара минаретов и несколько мавзолеев, хамам. В объеме Болгарского историко-археологического комплекса, самого крупного российского "собрания" золотоордынской архитектуры;
б). Крым. С сохранившимися двумя мечетями (и минаретом) - в Старом Крыму и в Судакской крепости.
В копилку объектов золотоордынского зодчества можно добавить мавзолеи, коих сохранилось больше всего. Например, мавзолей (дюрбе) принцессы Джанике-ханым, дочери хана Тохтамыша (Чуфут-Кале, Бахчисарай). Но "сохран" золотоордынских мавзолеев - ближе к руинам, да и разбросаны они по стране, что пятки сотрешь.
Строительство, которому монголы не мешали.
Скрытый текст
Монголы подмяли исторически многоконфессиональные территории. В улусе Джучи мирно сосуществовали тенгрианство, буддизм, различные ветви христианства (католицизм, православие, григорианство), ислам.
Ханы до Узбека (хан, принявший ислам государственной религией), были сторонниками разных религий:
- Бату (Батый), Менгу-Тимур, Токта - тенгрианство (культ неба, язычество),
- Сартак - христианин,
- Берке, Туда-Менгу – мусульмане.
Монгольские ханы оказывали покровительство православной церкви: духовенство было привилегированно и освобождено от всех налогов. Например, в 1261, при мусульманине Берке, была учреждена православная епископия.
Православная церковь должна была обеспечивать духовные потребности многочисленного православного населения улуса Джучи, а также способствовать укреплению отношений между ханской властью и князьями Руси, а также - между улусом и Византией. После провозглашения ислама государственной религией при хане Узбеке, христианская церковь не утратила влияния и привилегий.
Монгольские ханы не мешали строительству коренного населения. Это зодчество представлено также сооружениями культа: церкви, монастыри... Например, в основанных в "чистом поле" столицах - Сарай-Бату (под Астраханью) и Сарай-Берке (под Волгоградом), как и в других монгольских городах - были церкви.
Крым в отношении переплетений религий и культур - самый показательный в улусе Джучи: христиане-католики (венецианцы, генуэзцы, греки), христиане-григорианцы (армяне), православные (славяне, аланы...), тенгрианцы и прочие язычники (половцы, другие племена).
Наглядный пример: феодосийская армянская церковь Сурб-Саркис и старокрымский армянский монастырь Сурб-Хач - яркие представители
армянского (христианского) зодчества золотоордынского периода.
Мечеть хана Узбека (1314, Старый Крым).
Самый яркий и знаменитый сохранившийся представитель всего золотоордынского зодчества и самая древняя мечеть Крыма.
Кырым (нынешний Старый Крым) был первой столицей Крымского юрта улуса Джучи. Крымский юрт же был западным форпостом, "окном в Европу" улуса, через которое велась торговля и культурный обмен с Западной Европой и Византией.
Мечеть построена по велению монгольского хана Узбека, принявшего ислам и провозгласившего ислам государственной религией улуса.
Мечеть, вернее - комплекс построек, состоит из:
- мечети,
- минарета,
- медресе,
- мавзолея.
Медресе и мавзолей (Инджибек-хатун, инициатора и финансиста строительства медресе, жены крымского наместника хана) находятся в руинированном состоянии. Но, за неимением конкурентов в лучшей сохранности, считаются яркими образцами золотоордынского зодчества.
Фоток - немного, т.к., в момент пребывания в мечети проводился свадебный обряд, войти в нее не смог. А на руины медресе пожалел "пленки", с которой было напряженно на тот момент.
Портал:
Декоративное решение в арочном своде - как дольки, рыбьи чешуйки - называется "сталактиты". Красивое меткое название.
(Между проемом и сталактитами - арабская вязь:
"Слава Богу за его благодеяния и да благословит Бог Мухаммеда и приемников его. Повелено воздвигнуть эту благословенную мечеть в дни царствования великого хана Мухаммеда Узбек-хана. Да продлит Бог владычество его. Раб ничтожный, нуждающийся, уповающий на милосердие господа своего и на вопрошение его, Абдул-Азис бен Ибрагим Аль-Арбели в год 714 лунный."
714 лунный год - это 1314 год по григорианскому, современному, календарю. Второе имя в тексте - имя зодчего.)
Скрытый текст
В интернетах повсеместно копируется версия, что мечеть, воздвигнутая в 1314, в 1332 была перенесена к построенному зданию медресе (1332-1333), чтобы составлять единое целое, став по-настоящему, соборной (центральной) мечетью. Либо есть равнозначная версия: первоначально построили медресе, к которому через несколько лет пристроили здание мечети.
Раскопки 80-х годов показали, что здание медресе и мечети не одновременны. Медресе было построено в первой трети 14 в., а мечеть была пристроена к нему на рубеже 15-16 вв. (улуса Джучи уже не существовало).
Тем не менее, мечеть хана Узбека считается произведением золотоордынского зодчества, т.к. в конце 15 в. она не была "новоделом", отстроенным из новых строительных материалов, а для ее строительства использовались материалы и архитектурные элементы, взятые из мечети, построенной во времена хана Узбека: портал (вход), михраб (молельная ниша, алтарь, по-смыслу), колонны и другие... (доля не уточняется).
Иванов М. М. "Старый Крым. Руины школы (портал медресе хана Узбека).", 1797, Русский музей.
(Слева - частично разрушенный портал медресе. Левее портала, между порталом и левой границей иллюстрации - обрушенный арочный свод медресе. Правее портала, между порталом и кроной ближайшего дерева - минарет мечети Узбека с разрушенным куполом.)
Портал медресе не сохранился.
Детали интерьера мечети, подробности о медресе и прочее можно погуглить. Информации много.
Армянский монастырь Сурб-Хач (середина 14 века).
Сурб-Хач - Святой крест. Монастырь Святого Креста. Действующий.
(На хачкарах у входа на территорию - "Сурб Хач".)
4 км лесом от Старого Крыма.
Также представитель зодчества золотоордынского периода. Армянское зодчество.
Вроде бы и как бы, в середине 14 века генуэзцы-католики оборзели и устроили гонения на армян-христиан, составлявших основное население Каффы (Феодосии). Армянам не понравилась сегрегация по вероисповеданию и они стали массово мигрировать подальше от итальяшек - с побережья вглубь полуострова.
Первоначально была отстроена церковь, позже - вокруг нее появились остальные постройки, стена. Вот и монастырь.
Все хорошо в монастыре: и живописное место, и монументальность. Но... мне не хватило жизни, обустроенности, армянской культурной атрибутики, если точнее.
Церковь Сурб-Ншан:
Центральная, главная постройка монастыря.
Историческая часть монастыря - внутри монастырских стен - очень компактна.
На фото ниже:
- вход снаружи (открытая "калитка" видна на дальнем плане справа),
- внутренний дворик с лестницей слева, ведущей ко входу в церковь (арка под колоколом) и к корпусу монахов (арка прямо),
- справа - "административный" корпус монахов с трапезной,
- я прижался спиной к противоположной монастырской стене.
Это - всё.
Вид на вход ("калитку") в монастырь снаружи:
Вход в церковь:
Вид на вход в церковь изнутри:
Пол за "порогом" входа в церковь:
(Рельеф удлиненных снизу крестов видите? Это - не мечи, а кресты. Это - надгробные плиты первых захороненных монахов. Правда или нет это, не копал, якобы, захоронение сделано сознательно: исповедуя скромность, равенство и любовь к ближнему, григорианские монахи захоронены максимально близко к пастве, в тесном контакте с ней.
Округлое углубление видите? В него входила запорная задвижка внутренних ворот, бывших когда-то ранее. На случай осады.)
Рельеф одного из надгробий крупнее:
Внутри, стандартно для армянской апостольской церкви, скромно. И даже - сурово:
Хачкаров мало:
Арка к корпусу монашеской братии:
Вязь красивая:
Сам корпус реконструируется, новодельный:
(В монастыре в период гитлеровской оккупации находился фашистский штаб. Соответственно, он "утюжился" нашей авиацией, артиллерией, штурмовался... Меньше всего пострадала церковь (был разрушен купол, свод), все остальные постройки были практически руинированы. Сейчас идет восстановление. Монастырь действующий.)
Еще хачкар:
(Недревний. Сзади есть надпись: Армянская ССР, 80-е годы (вроде, по-памяти). По всей видимости, в память о геноциде армян османами.)
На этом, пожалуй, всё.
Резюме:
В Старом Крыму не нужно искать особую архитектуру и пейзажи, исторический дух или курортный шарм - их там нет - обычный советский южный 1-2-этажный городок.
Ехать в него нужно за:
1). Мечетью хана Узбека. А если интересно оздынское/крымско-татарское зодчество, то можно выстроить отдельный маршрут, в который включить: мечети 16-17 вв. Бахчисарая и Симферополя, ханские мавзолеи Бахчисарая, руины столицы монгольского княжества Чуфут-Кале с мавзолеем дочери Тохтамыша...
2). Армянским средневековым зодчеством. И маршрут будет строиться: Феодосия - Сурб-Хач.
-------------------------------------------
Далее: если пожеланий по крымским неохваченным локациям нет, то - Генеральские пляжи. Финал темы.