Часто слышу всяческие упреки в свой адрес что у меня маленький
стаж опыт на мотоцикле и стало мне интересно:
А что такое этот
мотостаж мотоопыт?
Как он считается?
В чем измеряется?
От чего он зависит?
Когда он становится достаточным чтобы что-то советовать?
Прежде чем голосовать просьба почитать комментарии к вариантам ответов.
Время прошедшее с открытия категории "А" в ВУ. - Чисто время с открытия категории. Даже если она открыта 5 лет назад а сезон на мотоцикле первый все равно считаем 5 лет.
Количество сезонов на мотоцикле. - Только количество полных сезонов на мотоцикле, невзирая на пробег и ВУ. Даже если прав нет и за сезон проезжаем 3тыс.км. чисто в выходные покататься.
Пробег в тыс.км. на дальняк и
Пробег в тыс.км. в городских условиях - Специально разделил т.к. 1000км в городе не равно 1000км на трассе.
Количество поменянных мотоциклов. - Даже если сибиха надоела за неделю и быстренько ее сменил не накатав и тысячи.
Количество и качество(по своей-ли вине) ДТП. - Кто-то падает 5 раз в сезон накатывая 30тыс., кто-то один раз за 5 сезонов с пробегом 6тыс за сезон.
Навыки езды на треке. - Завсегдатаи трека гарантированно профессионалы езды по ДОП?
Джимхана. - Тоже самое?
Несколько мнений, показавшихся мне наиболее интересными:
[spoiler="/A\"]Опыт это когда побывал в большинстве сложных ситуаций, а трек, джимхана, стант, дтп это частные случаи, нужно поездить по всем типам покрытия (например: скользкая глина, щебенка, разбитая грунтовка, асфальт с наносом песка), с разной скоростью, при разной температуре и разных погодных условиях. Стаж и пройденные километры не так важны.
В идеале нужно уметь двигаться с максимальной безопасной скоростью, проходить повороты и экстренно тормозить на любом покрытии и при любых условиях, а так же предугадывать действия других участников движения, пешеходов, собак и прочих и быть готовым к цунами, падению метеорита и посадки НЛО прямо перед мотоциклом :)[/spoiler]
Диполь
Мотоопыт (skill) который мы сейчас обсуждаем, определяется многими факторами. Причем их нельзя выстроить как последовательность (без предыдущего нет следующего). Эти факторы местами дополняют друг друга, а местами заменяют.
Поэтому научно правильная методика могла бы выглядеть так:
1. Определить набор факторов, влияющих на "уровень"
2. Для каждого фактора вывести формулу, переводящую показатель по этому фактору в условные нормированные баллы
3. Определить степень влияния каждого фактора (рейтинги)
4. Определить принцип суммирования баллов по каждому фактору (принцип определения интегральной оценки с учетом рейтингов)
А дальше собрал о человеке информацию по всем факторам, посчитал и получил ответ.
При правильном выборе фатокров, формул и рейтингов, баллы разных пилотов можно будет сравнивать и получать довольно справедливое понимание их уровня
dimon1000
стаж это обобщеное понятие уровня навыков пилота. посчитать точно, так что бы было истиной в последней инстанции скорее не получится.
имхо стаж=опыту, т.е. это умение анализировать как свое так и чужое поведение на дороге, которое позволяет избегать аварийных ситуаций, а так же повышает общий комфорт от поездки ну и в какой то мере уменьшает расходы на обслуживание.
просто изначально предпологается, что водитель будет помимо вождения как такогого еще и обучатся. на практике...
есть люди которые получили права и...положили их на полку. в итоге имеют большой официальный стаж, но отсутствие опыта.
есть люди которые ездят или очень мало или редко. получается сезонов много, а опыта мало...
есть люди которые сели на тачку и поехали на дальняк. (на мотах таких нет, а вот на коммерческом транспорте имеются)
Пробег в тыс.км. в городских условиях наверно из всего перечисленого дает более реальную картину бытия, если конечно человек не стоит все это время в пробках
количество поменяной технике, в какой то мере влияет, но имхо не значительно
Количество и качество(по своей-ли вине) ДТП да влияет, причем не только по своей вине, а ообще количество ДТП с поправкой на ситуации когда ничего сделать было не возможно (например стоял на светофоре и прилетело со встречки)
Навыки езды на треке/Джимхана джимхана это по сути и есть трек, только самоорганизованый и заточеный под свои задачи. Да насколько хорошо человек владеет мотоциклом, зависит его опыт.
что то другое:
мне доводилось ездить с разными водителями и к моему счастью были водители очень высокого класса (до которого мне расти и расти и скорее всего все равно не вырасту), причем они охотно делились своим опытом и наблюдениями.
как то разговорились с одним на эту тему, на что последовал ответ/замечание:
за все время поездки (ехали на машине) нас ни кто не подрезал, не поджал, не помешал, мы аналогично. ехали в довольно высоком темпе, но я спокойно сидел и пил кофе, причем как не странно почти не стояли на светофорах...
ну и замечание от себя: чем опытнее водитель, тем он оказывается либо дальше от опасности либо на заметно меньшей скорости, вне зависимости от изначального темпа.
wowick
Совсем не согласен, что стаж и опыт можно приравнять. Стаж - пропорционален времени проведенному за рулем и расстоянию. А опыт - это осознанный результат. Т.е. можно тупо каждый день садиться и по определенному пути проезжать сколько то километров. Стаж растет, а если не анализировать свои действия, не получать обратную связь в виде штрафов ГИБДД, сигналов других водителей, комментариев попутчиков... То опыта это практически не добавляет.
И наоборот, если заниматься с тренером, который тебе будет ставить задачи, указывать на ошибки выполнения, комментировать твое движение... То за очень конечное время, в стаж у тебя добавиться именно оно, а опыта ты обретешь ОЧЕНЬ много.
Можно было бы воспользоваться режимом тренировки, т.е. каждый раз пытаясь проехать путь быстрее, хоть на секунду, но на ДОПах это АБСОЛЮТНО неправильно. Такое возможно лишь на треке, под руководством тренера. А вот как на дороге "тренировать" безопасность - тут, ИМХО, нужны и форумы, и личные беседы, и тренинги, и просмотр видео с авариями и как их удалось избежать. И каждодневный анализ и наблюдение за дорогой...
Ludmila
Мотоопыт - любопытная субстанция. Определенное количество часов наката дает ощущение уверенности в себе и своих действиях. Определенное количество событий, вызвавших потребность выкручиваться, спасаться, принимать решения, приведшие как к положительному, так и к отрицательному результату дает еще большую уверенность в себе и понимание некоторых процессов. Определенное количество дорожных событий, периодически повторяющихся, дает понимание маневрирования в потоке. Все это вместе дает некий набор знаний и умений, использующихся в дальнейшем человеком. То есть, используются только те знания, которые были приобретены в личном опыте и отложены в мозгу. Если в процессе получения такого опыта не происходило изучения физики процесса управления, человек не отрабатывал специально необходимые навыки, ездит просто по ощущениям, то его опыт не будет полноценным, так как будет масса пробелов по технике вождения и оценке ситуаций. Невозможно использовать то, о чем наше тело и мозг еще не знают.
Но, поскольку мозг и тело не в курсе, что можно еще что-то уметь и знать, то возникшая уверенность позволяет людям подсказывать новичкам что-то, уже понятное для себя. Получится ли стать гуру или нет, во многом зависит от реального количества знаний и умения преподнести информацию, от уже имеющегося статуса в конкретной группе людей, и конечно же, от результата таких подсказок.
В реальности, даже самый большой опыт (равно накат по ДОП) не дает настоящего умения. На тренировках у нас это отчетливо видно.
Борт 727
Диполь
Ludmila
Согласен и говорите правильные вещи.
НО.......
- мне кажется, что это две разные вариации опыта. Т.е. это разный опыт, знания,реакции,поведение и т.д.
ШКГ опыт - это одно.
Кросс опыт - это другое
Джимхана - это третье.
Город, шоссе и ДОПы - это уже совершенно другое.
Знаю, что многие спортсмены ШКГ,Кросса не ездят по ДОП не по тому, что они не умеют управлять байком или не знают, что с ним делать. Просто у всех и у всего разное предназначение.
Многие спортсмены узнавая, что я проезжаю спокойно за день 1500-2000км говорят, что я Русский псих и ненормальный ))))
А я, в свою очередь, глядя на то, что они делают на треке считаю их психами)))
При этом мы не умоляем опыт друг друга и прекрасно понимаем, что каждый из нас, опытен в своём и уважаем эти знания и навыки друг в друге.