Теплое Белое море
или
поездка в заполярье.
В начале июля мы запланировали (точнее запланировал, разработал и согласовал маршрут и сроки со всеми участниками Навигатор, а я лишь денег занял) поездку на север с остановками в Карелии, в заполярье, с заездом на самую северную точку России (полуостров Рыбачий) вместе с Юрой (Юра-Африка) и Володей из Москвы. Юра тот еще турист и такую поездку легко может замутить самостоятельно. Также оформлены пропуска на полуостров Рыбачий. С Рыбинска собиралось больше, да перед выездом у остальных – «но институт, экзамены, сессия». Сказать «я поеду» легче, чем все утрясти, сесть и поехать. И когда все было готово, из-за внезапных неувязок с работой перед самым выездом рыбинской группе поездку пришлось отменить. Приехали ребята из Москвы. Напоили, накормили их да отправили в путь далекий одних. Тут и статейке бы сией конец. Только через четыре дня возникшие вопросы были-таки решены. Ребята уже в заполярье. Ехать или не ехать на север, или использовать оставшееся время на что-то другое? Желание велико и решено ехать. Догонять? Какое тут догонять при таком разрыве по времени. Принято решение встречаться с ними где-то там и реализовать проект или его часть по месту с учетом на пять дней меньшего времени. Налегке втроем на двух туристах да по малозагруженным дорогам ехать одно удовольствие, и при желании не особо напрягаясь можно в один присест добраться до заполярья, где уже договорились остановиться у знакомых. Ночью в тех краях светло как днем, место и время ночевки определяет только усталось и привычка ночевать ночью.
В заполярье из Рыбинска можно ехать двумя путями – попрямее через Вологду, Липин Бор и Вытегру и подлиннее через Новую Ладогу и Петрозаводск. Нам больше нравится первый вариант – второстепенных дорог больше (по трассе лупишь и ничего не видишь толком).
Выдвинулись вечером, сразу же, как только собрались, дабы не терять ни часу. Приключения, как принято в хороших поездках, не заставили себя ждать. Подъезжая к заправке под Грязовцем (км 160 от дома), Навигатор оттормаживается и вдруг зад моца замотало. Анализ и дальнейшая разборка мотика показал: рассыпался один из трех подшипников заднего колеса (в прошлом году ставили фирменные). А ведь перед самым выездом тщательно проверяли колеса (даже поменяли подшипники в переднем колесе). Вот так. Подшипник вроде бы заменить пустяк, да только в хлам сальник колеса, одну из тормозных колодок стерло сходу почти в ноль, как остальные подшипники себя чувствуют – неизвестно. А еще время за полночь, специнструмента никакого с собой нет, предпринятая поездка в Вологду (40 км) обнаружила отсутствие в областном городе хоть какого-то круглосуточного магазина автозапчастей. В итоге настроение ниже плинтуса. Мысли всякие - ремонтироваться и ехать дальше, возвращаться домой, там ремонтироваться и стартовать заново или вообще нафиг отменить поход? Решено идти спать, а утром видно будет. Заночевали прямо на заправке в комнате отдыха - моц не на ходу и поиск места ночевки отпал сам собой.
С утра таки купили подшипник и отдаленно похожий на оригинал сальник. Поставили. Попили чайку. Погода отличная – тепло, солнце. И мы решились ехать дальше.
Двигались размеренно, не забывая пообедать, поужинать и т.д. Кстати, в поездках с Навигатором я таки познал, что такое регулярно и сытно поесть - до этого в дороге я никогда так основательно не питался. Но даже в таком темпе в тот же день добрались до Белого моря (тыща км с коп.).
По дороге, уже в Карелии повстречали костромичан (в тех краях это почти что родственники) на легковушке, которые в походах новички и, доехав до собственно Карелии, не знают куда лучше ехать. Навигатор, зная те края прилично, рассказал им о местных достопримечательностях. А еще он человек компанейский. В общем, ночевку провели общей компанией на Беломоро-Балтийском канале под Беломорском. Помогли ребятам поставить палатку, купленную ими специально под этот поход. Они ведь даже приблизительно не знали, что с ней делать. Те еще туристы. Зато складных стульев случайно прихватили в дорогу аж 8 штук. А еще взяли тройку фонариков – это в Карелию-то.
Поутру распрощались, авось свидимся еще.
Добрались до Зеленоборска, остановились у знакомых. Их дом расположен на побережье и наблюдение за морским отливом и приливом происходит само собой. Для местных это природное явление в крови, входит в их язык, задает ритм жизни, а для нас это экзотика. А какие там вечера! Погода отличная, необычно тепло для тех мест, комаров мало. Пребывая у знакомых в гостях, посмотрели округу, прокатились на озера, коих здесь в изобилии, с удовольствием искупались в одном из них. Красотища! Стояла бы такая погода в тех краях месяца три, а не пару недель, да без комаров – северяне на юг и носу бы не казали.
Таки созвонились с Юрой и Володей, с сожалением узнали, что они уже побывали на Рыбачем, продвигаются в нашу сторону. Какой облом, так хотелось побывать в тех краях и нам. Ну, ничего, дай Бог, не последняя поездка в те края, побываем еще.
Встретились с ними под Кандалакшей и двинулись в сторону Варзуги (кто не знает где это – стоит глянуть на карту). Ночевали в палатках на озере Колвицкое. География места стоянки оказалась очень удачной – тепло, комаров нет, место очень живописное, на песчаном мысу, вдали небольшие горы и солнце ночью плывет над ними, но не заходит за них.
Варзуга. Глянешь на карту – это край света, надо же заехать в такую глушь. Действительность более оптимистична – твердого покрытия нет только 100 км, дорога частично проходит вдоль побережья, ее даже понемногу асфальтируют, а сама грунтовка в идеальном состоянии (позже выяснилось, что нам тогда очень повезло и обычно дорога непроходима на туристах). В самом поселке красивая деревянная церковь. Я думаю, через пяток лет те места перестанут быть экзотикой, а станут хорошим местом для активного отдыха (конечно если дорогу доделают).
Под самой Варзугой, когда Юра где-то на время потерялся, у Навигатора спускает переднее колесо из-за прокола. Инструмента для снятия колеса нет, камеры нет, клея нет. Кто же ожидал такой пакости в такой невинной поездке? Шиномонтажа нет (ближайший 250 км), но у одного человека в поселке, говорят, есть чем отремонтировать камеру. Но и там нас постигло фиаско. На наше спасение объявился-таки Юра. На наш вопрос – как тут быть, он отвечает: расслабьтесь, у меня есть камера. Вообще у него, похоже, есть все, что может потребоваться в дороге.
Остановились на отдых у мыса Корабль. Помимо обалденной красоты, открытого моря до горизонта, у этого места еще одна особенность – здесь на берег выходит аметистовая жила. Это такой полудрагоценный камень в виде прозрачных кристаллов разного оттенка. Сама скальная порода тоже красивая, особенно на солнце. Эта стоянка понравилась мне больше всего. Возможно из-за чудного сочетания погоды, природы и пр. факторов.
Следующая точка маршрута – национальный заповедник «Паанаярви», на организацию которого скинулись финны, находящийся под Пяозерском, рядом с финской границей. Сам заповедник – бывшая финская территория. Финны в свое время природу берегли, а наши после присоединения данных земель к СССР не весь лес успели вырубить. Поэтому заповедник - это, по сути, первозданная природа с минимальным вмешательством человека в виде одной грунтовой дороги и десятка гостевых деревянных домиков. Электричества нет, связи нет, на сотни квадратных километров два десятка отдыхающих. Настоящий рай для гурманов. Так вот, катим в такую глушь, а на встречу те самые костромичи. Разговор, обмен впечатлениями, как провели несколько дней, что прошли со времени нашей встречи. Карелия им очень понравилась. Они порассказали, что нас ждет в заповеднике. И получилось так, что мы будем вселяться в тот же домик, где жили они.
Прикатили-таки туда. Глушь и красотища. Часть домиков находится на берегу озера, в честь которого и назван заповедник. Здесь же из озера берет исток речка. Разрешен лов рыбы, правда, кое-где только по лицензии. Об организации отдыха там: домик, баня, костровище и прилегающая территория выполнена с минимальным вмешательством в природу. Вообще все по возможности сделано из дерева и во всем чувствуется, что сделано это с любовью. Короче финский дух повсюду. Можно располагаться и в палатках на специальных деревянных помостах, есть возможность арендовать лодку или катер для прогулки по озеру. Проложены три пешеходных маршрута длиной несколько километров – повязаны цветные ленточки на деревьях через 20-30 метров. Место понравилось, только сюда надо приезжать специально, на несколько дней, чтобы проникнутся духом тех мест, а не пролетать транзитом, как мы. И брать продуктов с собой побольше – далеко за ними ездить (ближайший магазин 90 км).
Юра правильно сделал, что остался там еще на пару дней, а мы двинулись дальше на Калевалу.
Бросается в глаза, что эти места стали нашими недавно – в поселениях однотипные дома без изысков, никаких исторических достопримечательностей.
Оттуда двинули в сторону Мурманской трассы и далее домой той же дорогой. Ближе к родным пенатам обнаруживаем, что ночью может быть темно – подзабыли за время, проведенное на севере.
2006 г.
Рассказик. Поход в заполярье.
-
- На форуме: 15 Лет 5 Месяцев 17 дней
- Сообщения: 58
- Зарегистрирован: Чт май 21, 2009 21:43
- Откуда: Рыбинск
- Имя: Дмитрий
- Мотоцикл: GTR1000, DR650
- Пол: